пятница, 14 ноября 2008 г.
Социальный диагноз Белла
Социальный диагноз Белла разбился о практику обострившейся классовой борьбы в США уже через год-два после его обнародования. 60-е годы оказались в США буквально расцвеченными всевозможными теориями социального протеста, в которых бичевались все без исключения стороны «американского образа жизни». Их воздействие на массы американцев оказалось столь велико, что многие представители правящих кругов почувствовали себя обезоруженными перед лицом радикальной критики и потребовали срочной «реидеологизации», означавшей переоснастку бурясуазной идеологии в соответствии с требованиями обострившейся классовой борьбы. Одним из симптомов «реидеологизации» в правящих кругах США и стало возникновение неоконсерватизма образца 70-х годов.
Современные идеологи неоконсерватизма даже не вспоминают о теории «конца идеологии».
И. Кристолл, ведущий на сегодняшний день идеолог этого направления, напротив, доказывал, что правящие круги США испытывают острую потребность в «конструктивной» консервативной идеологии и что их неудачи во внутренней и внешней политике как раз и объясняются отсутствием таковой.
Хотя неоконсерваторы выступили в качестве продолжателей консервативной идейно-политической традиции, они сочли необходимым отмежеваться от ее крайне правых представителей типа «бесноватых» сенаторов Дж. Маккарти и Б. Голдуотера. При этом они указали на следующие отличия от крайне правых: неоконсерваторы выступают ревнителями подлинно американских традиций и институтов, таких, как Декларация независимости и конституция, и не приемлют образцы европейского консерватизма (например, аристократические пережитки или фашизм XX в.); неоконсерваторы осуждают радикальные политические встряски, нагнетание социальных страстей, апелляцию к «толпе»; неоконсерваторы предпочитают действовать через посредство «просвещенной элиты» и одобряют определенную модернизацию социально-политических отношений и институтов.
поэзия